Витренко: Даже при оптимистичном развитии событий со стороны европейских операторов не предполагаются инвестиции в украинскую ГТС

Витренко: Даже при оптимистичном развитии событий со стороны европейских операторов не предполагаются инвестиции в украинскую ГТС
Витренко: Даже при оптимистичном развитии событий со стороны европейских операторов не предполагаются инвестиции в украинскую ГТС

Европейские компании будут помогать в управлении украинской газотранспортной системой (ГТС), но с их стороны не предполагается каких-либо инвестиций. Об этом в интервью «Экономической правде», опубликованном 15 августа, заявил исполнительный директор НАК «Нафтогаз України» Юрий Витренко.

«Нафтогаз» заявлял о переговорах с Gasunie, GRTgaz, Snam, Eustream. Насколько серьезно можно воспринимать разговоры о партнерстве с ними в условиях, когда наша ГТС может оказаться без транзитного газа?» – спросил журналист.

Витренко ответил, что эти вещи нужно разделять, и «партнер – это не обязательно инвестор, который вкладывает деньги».

«Мы подписали соглашения со всеми четырьмя упомянутыми европейскими операторами – так называемый консорциум. Они уже прислали сюда своих специалистов, которые помогают нам работать над техническими вопросами. По этому соглашению они помогают нам подготовиться к анбандлингу [выделение оператора ГТС], но это не единственное направление… Я встречался с представителями этого консорциума по вопросу технической подготовки к переговорам по транзиту – это еще одно направление их работы. Даже при оптимистичном развитии событий с их стороны не предполагаются какие-то инвестиции. Речь идет исключительно о консорциуме по управлению ГТС, в котором эти компании будут помогать украинскому оператору управлять украинской ГТС. За это они будут получать часть доходов от транзита, если такие доходы будут», – отметил Витренко.

Отвечая на вопрос, зачем Украине партнеры по управлению ГТС, если страна потеряет транзит российского газа, Витренко сказал: «Присутствие европейских компаний в управлении ГТС должно помочь нам обеспечить соответствующее давление с европейской стороны на Россию, чтобы продолжить транзит».

«Параллельно наличие европейских партнеров нивелирует российский аргумент о том, что украинская ГТС ненадежна», – добавил он.

Кабинет Министров Украины 22 мая 2019 года утвердил проведение анбандлинга – выделения оператора газотранспортной системы из структуры НАК «Нафтогаз України» – по модели Ownership Unbundling. В «Нафтогазі» предлагали провести анбандлинг по модели Independent System Operator, чтобы не ставить под угрозу позиции Украины в международном арбитраже, где рассматриваются споры с РФ.

Сейчас функции по технической эксплуатации ГТС выполняет филиал «Укртрансгаза» – «Оператор газотранспортной системы Украины». С 1 июля начнется новый этап анбандлинга – процесс формирования отдельного юридического лица – ООО «Оператор газотранспортной системы Украины». В эту компанию переведут всех сотрудников, которые обеспечивают транспортировку природного газа, сообщала пресс-служба «Укртрансгаза». С 1 января 2020 года, после окончания транзитного договора с «Газпромом», ООО «Оператор газотранспортной системы Украины» планируют полностью вывести из группы «Нафтогаз». «Нафтогаз» сообщал, что в создании независимого оператора украинской ГТС участвуют представители Франции, Нидерландов и Италии.

5 июня Кабинет Министров Украины внес изменения в постановление №496 от 1 июля 2016 года об отделении газотранспортной системы от НАК «Нафтогаз України» и временно передал под управление «Нафтогазу» нового оператора ГТС – ПАО «Магистральные газопроводы Украины».

Источник: http://gordonua.com/news/money/vitrenko-dazhe-pri-optimistichnom-razvitii-sobytiy-so-storony-evropeyskih-operatorov-ne-predpolagayutsya-investicii-v-ukrainskuyu-gts-1195498.html